Финансовая петля и все, все, все!

Финансовая петля и все, все, все!

Финансовая петля и все, все, все!, изображение №1

Предисловие.

Или как сейчас модно — дисклеймер.

Статья носит развлекательно-познавательный характер и не имеет цели кого-то оскорбить, все мнения, высказанные автором, являются оценочными суждениями и не направлены на оскорбление, уничижение достоинства человека.

Дополню еще не которыми моментами. Высшего образования в экономической сфере не получал и не обучался ему, так что, если где-то «напортачу» с терминологией и не дай бог в основах, а тем более мелочах – строго не судите и больно не бейте). Первый абзац в помощь!)

Начну из далека. Немного истории.

Никто вам доподлинно не ответит, где и когда появились первые деньги, и кто их придумал. Что можно с уверенностью сказать? Деньги — это ответ на развития торговых, а далее и экономических отношений. До появления денег товарные отношения в основе своем происходил на основе бартера(обмена). А экономика или экономические отношения существовали в виде дара, долга и того же бартера. Деньги дали толчок развития экономических отношений. Деньги стали мерой или оценкой товаров, или услуг. Но и в той же мере деньги сами стали товаром и как ни странно и услугой тоже. Именно благодаря им появилась и «зацвела» банковская, кредитная, залоговая… да и кучу других сфер.

Благодаря деньгам появилось и множество профессий, которые были направлены на сохранение, приумножение, инвестиции или наоборот на «отбор» этих самих денег у обладателя оных. Налоговики, приставы, коллекторы и прочие. В общем деньги стали, если не основой экономики, то точно одним из главных ее инструментов. И с появлением видео игр – деньги и экономика прочно вошли и в эту сферу. Вернее, деньги и экономические интересы были движителями этой сферы развлечений. Первые игры были банальны и просты – чаще всего «стрелялки» или «бродилки». Но с развитием игровой индустрии появились целые жанры и направления, способствовало этому и развитие ПК, консолей, интернета и всего что с этим связано.

Уже надоело? Скучно? Бла, бла, бла? Ну потерпи чуть-чуть, дорогой читатель, закончим «базу» и там уже ближе к сути!)))

Так вот, кроме внешнего влияния денег и экономики на игры и игровую индустрию – они достаточно активно стали проникать и во внутрь игр. И сейчас если не все, то очень многие игры имеют свою внутреннюю экономическую среду! Да, она по-разному представлена в них от «зачаточного зародыша» до «экономика является столпом всего».

И вот тут можно переходить к нашему случаю – менеджеру, в частности футбольному менеджеру.

К какому жанру отнести это направление? Если открыть вики по запросу Football Manager (серия игр, по моему скромному мнению лидер в этом направлении в оффлайн версии (далее FM)), то там мы прочтем достаточно лаконичное «симулятор футбольного менеджмента». Вот заладили – менеджер, менеджмент – кто это и с чем его едят?

Все крайне просто – управленец, руководитель, управляющий. И как нам «подсказывает» вики – чаще всего лицо наемное. С этим разобрались. Имеем – симулятор футбольного руководителя, но насколько верна трактовка и охватывает ли она полностью суть. Все-таки эта игра? Я б наверно на ряду с этим определением добавил еще и «экономическая стратегия»!

Кстати первый футбольный менеджер вышел в далеком 1982 году и имел название… Football Manager))) Удивительно, но для меня это было открытием – всегда считал, что данный жанр «стартовал» с серии The Championship Manager(СМ) в 1992 году. Серия СМ по сути стала массовым первопроходцем и популяризатором в этом жанре.

Отвлекся). Простите. О чем это я? Ах да, экономическая стратегия и симулятор управленца. В общем данный жанр привлек достаточно большой интерес и как продолжение стали появляться все больше подобных игр, происходило развитие жанра.

Развитие интернета привело к ответвлению в данном жанре. Появились онлайн футбольные менеджеры. Каждый разработчик старался преподнести потребителю свое видение и понимание. У одних был упор на развитие футболистов. Другие делали упор именно на формирование команды. У третьих интересные решения по финансовой линии. Четвертые — банальный визуал. «Изюминки» и особенности имелись у всех, как со знаком «плюс», так и «минус». И во тут скрыт первый «корень» проблем для части менеджеров, которые начали играть в ФБМ.

История первая.

Что было более понятно приведу пример в сравнительной плоскости. Есть наш ФБМ и например — серия FM (как наиболее известная из оффлайн манагеров). Кажется, игры одного жанра и подход, и поведение в них должны быть похожим…Но нет! Первое, чем отличается – это понятием менеджер. В серии FM ваша игровая карьера – это путь управленца-наемника. Грубовато звучит, но очень хорошо отражает мысль. Там нет привязки к клубу или сборной. Вы сегодня тут – завтра там.

За игровую карьеру вы можете управлять, как «унылыми аутсайдерами» или «амбициозными андердогами», так и могучими топами… Теми, кто взбирается в «горку», и вы им помогаете. Или те, кто, «катятся с нее», и ваша цель остановить это «сползание». Но за кого б вы не играли над вами всегда есть руководство. Те, кто вас «нанял», вы лишь инструмент для выполнения их задач. Вернее, ваша задача убедить «руководство» (Искусственный Интеллект(ИИ)), а проще говоря «код» написанный разработчиками, что ваши действия правильные и верные и тогда они вам дадут «карт-бланш» на многие действия, но под их чутким контролем.

Изначально вы всегда ограничены – ограничены во всем и везде – нет средств на трансферы, нет фонда зарплат, нет возможности даже уволить или продать «ветерана-пенсионера» с раздутой зарплатой, потому что он любимец публики. Вы подстраиваетесь под «рамки», которые вам прописаны и самое большое что вы можете сделать – настроить тактику и стратегию, да и если есть возможность взять на фри пару-тройку игроков, которые по вашему мнению усилят вас! С оговоркой – если влезете в бюджет зарплат и «руководство» (ИИ) одобрит их. Да и спустя время, даже долгое время продавить какое-либо решение ИИ бывает крайне сложно.

Финансовая петля и все, все, все!, изображение №2

Есть у меня вот такой «заброшенный сейв» за греческий Аполлон. 5 сезонов позади – путь из «грязи в князи» преодолен, 3 чемпионства, кубки, куча «бабла» заработано – в общем и целом все «сияет софитами». Но руководство… Ни базу не дает улучшить, не стадик построить, так еще делает «медвежьи услуги» в виде продажи, без моего участия, основного вратаря. Ну кто играл – тот понимает.

«Ох,чет, Остапа понесло!»)))

Суть! В ФБМе нет ограничений – никто, ни где, ничем вас не ограничивает. Тут вы не менеджер-инструмент, а менеджер-владелец – вы решаете, что, где и когда будет сделано. Построено, куплено, продано или разрушено. Но как вы решаете, так и несете полную ответственность за свои решения – никто не прописывал «защиту от дурацких решений»! В отличие от серии FM, где ИИ «следит» за каждым вашим шагом и только вы попробуете нарушить «его тонкое нутро» финансового благополучия получите «красный» свет. Ну а если вам это удастся – ждите «ответочки» в виде продажи лидера без вашего участия.

В ФБМе же не верные решения – это цугцванг, с некоторыми оговорками.

Цугцванг — положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.

А оговорка достаточно простая – если не предпринять кардинальных мер то все закончиться достаточно печально.

Проблема первая.

Как не парадоксально – это ваши опыт и знания, приобретенные в других играх и проектах. Нет, я не утверждаю, что тут работает старый принцип. Приходя в университет после школы вам говорили – «Забудьте, что вы изучали в школе – это вам не школа». После университета, приходя на первую работу вам говорили – «Забудьте все что вы изучали в университете – это вам не учеба». Сталкивались вы с таким в жизни или нет, но такое существует.) И в проекции на ФБМ эта фраза бы звучала так – «помните о своем предыдущем опыте, но применяйте его крайне осторожно».

Уже чувствую, что появились возражения и вопросы) Как так? Почему? Опыт и знания никогда никому не мешали!

Все очень просто – «вбейте» себе — вы менеджер-владелец, а «опытные» новички чаще всего себя ведут как менеджеры-наемники. Первое что они пытаются сделать – «усилиться» всеми возможными способами – фри трансферами, арендами и чем игрок имеет большую массу, тем лучше! Но, у вас нет задач (не считая спонсорских, которые носят поощрительный, а не карательный характер) любой ценой «выжить», выиграть или овладеть чем-либо. ВЫ придумываете задачи, ВЫ строите план и развитие, ВЫ решаете, что сейчас важно и нужно.

Проблема вторая.

Она вытекает из первой. Амбиции и желание побеждать. Отличные черты, но с оговоркой – они должны на чем-то стоять, должен быть фундамент. И тут очень многое зависит от характера менеджера, от ментальности. Если вы горячи и живете по принципу «Сам себе голова», «Никто мне не указ», а собеседник, который более опытен и пытается подсказать «Что делать и чего не делать» совсем не авторитет – то ваш путь будет долог и тернист, ну или очень короток))).

Часто выше описанные черты характера сопровождаются комментариями и восклицаниями – «Я разобрался за …» (чем выше Чувство Собственной Важности, тем меньше размер озвученного времени), «У меня опыта 100 лет в обед», «Да что тут разбираться – все крайне просто» и т.д. и т.п. Кто играет давно уже рассмеялись, вспоминая самых ярких представителей этой фармации. Намного проще тем, у кого хорошо развиты такие черты, как критичность, самокритичность, любопытство, стремление познавать новое, умение слушать, сначала думать – потом действовать и других подобных. А если это симбиоз – то они точно будут как «рыба в воде». Но мы про ошибки, а не о ментальных характеристиках игроков)))

После стартовой «песочницы» и выбора лиги вам становиться доступен чат лиги и я думаю практической в любой лиге на вопрос «Что делать дальше?» вы услышите ответ — «стройся!» или «Весь упор на инфраструктуру и стадион». Это и есть ваш фундамент, без которого вы и ваш клуб не сможет достигнуть вершин. Черт, статья в какой-то гайд на тему «как правильно», а нам бы наоборот – обсудить то «что неправильно».

Финансовая петля и все, все, все!, изображение №3

Мат часть.

Список доходной и расходной частей бюджета. Цифры не привожу – у каждого они свои, во многом схожи, но все же. Все это можно посмотреть у себя – финансы – сводка.

Финансовая петля и все, все, все!, изображение №4

Более подробно остановимся на примере 2ух сезонов – 1 скрин это второй или 3ий сезон игры в ФБМе. 2ой скрин – один из первых сезонов в высшей лиге разница в 3-4 сезона. Инфраструктура и стадион построены процентов на 80.

Финансовая петля и все, все, все!, изображение №5
Финансовая петля и все, все, все!, изображение №6

Какие выводы можно сделать?

С развитием увеличивается, как доходная, так и расходная часть. Инфраструктура будет вам приносить 10 процентов чистой прибыли от доходной части, остальное «гасит» отрицательную сторону. Вторым пунктом роста будет зарплата футболистов, чем круче и сильнее и чем их больше, тем выше ваши расходы в этом компоненте. И еще один момент – в первые сезоны я мало занимался разведкой – постоянная жизнь «впроголодь»))). А теперь для полноты картины подставьте в первую табличку значения зарплаты из второй и вот вам показательная «финансовая петля».

Состав вы набрали средней силой 80-85? Да еще прихватили пару тройку игроков такого же калибра на замену? И взяли запасного вратаря с навыком 85, а у основного «целых» 85,5? Ах, дешево достался! Ну а теперь в руки калькулятор и считайте. Количество игроков умножайте на среднюю зарплату (от 70 до 85к за матч) (ну или в столбик суммируйте з/п всех игроков) и умножьте на 40 игр в сезоне – ну это минимум (38 чемпионат + 2 кубок) и обратно к первой табличке подставлять значение в окошко зарплата.

Печально? Отрицательный баланс? Нет? Ну тогда еще не забудьте накинуть 30 миллионов (хотя бы по 1 миллиону в день на разведку) – это ваши «лотерейные билеты», что б попытаться вылезти из того куда вы своими стремлениями залезли. Не получается? Ну тогда точно все. Придётся играть тем что есть и пытаться развиваться. А нет, вы же проигнорировали инфраструктуру полностью, а без отстроенных линеек «тренировка и медицина» (могу ошибаться, но на них надо около 70 миллионов) даже тот актив, который вы собрали не будет развиваться, а только деградировать в последствии. Грустная ирония (.

Финансовая петля и все, все, все!, изображение №7

Что же делать, что б не угадить во все это?

Строиться! Строить как стадион, так и инфраструктуру. Первое без второго не будет давать должного «выхлопа» и нести максимальную пользу. Не забывать о разведке – насчет ее есть разные мнения, одни убеждены что в самом начале не стоит на нее тратиться. С другой мой личный опыт говорит об обратном – только благодаря разведке удалось достаточно быстро отстроиться. Разведал — продал! Ведь на полную инфраструктуру нужно порядка 700 миллионов, а на стадион от 60 до 150 в зависимости как вы строите.

Первые пункты в большинстве своем касаются игроков, которые совсем недавно присоединились к проекту и из-за описанных факторов или их совокупностей, а просто порой по невнимательности загнали себя в такую не приятную ситуацию. Она исправима, но будет жаль потраченного времени, сил и средств на действия, которые казались правильными, а по факту оказались «медвежьей услугой» самому себе. Расстроились? Не стоит!

Проблемы «проблемных».

Есть случае более «запущенного» характера – «любители» аренд и кредитов и все это на фоне не достроенной инфраструктуры и стадиона. Их мало, но они есть. Те, кто тратят на аренду — улучшая состав все свои заработанные за предыдущий сезон – если честно, как при такой политике ведения дел они «остаются на плаву» для меня остается загадкой. То же самое и про любителей кредитов. Только не подумайте, что я против кредитов или аренд – нет, сам активно пользовался, но тут с умом и взвесить все «за и против». А не из сезона в сезон брать по 6 игроков в состав и отдавать за это 50-70, а то и 100 миллионов. Кредит же всегда надо грамотно рассчитывать, что б потом не бегать по чатам и не просить – «Ну купите у меня кого-нибудь!»

Ну и справедливости ради все что описал выше коснулось и меня на разных этапах карьеры.

Не в самых печальных тонах, но все же было))). Так что в какой-то мере это еще и мой опыт, который передаю вам).

Чем дополнить? Или сделать выводы? А вот не буду этого делать – все достаточно подробно описал и рассказал. Выводы сделайте сами, тем более они на поверхности!

ПС Ах да, а причем тут Вини-Пух?))) Ну вспомните — дерево, падение, шарик, полет, пчелы, ружье, «Кажется, дождь начинается?», опять падение… А надо было пойти к Кролику и спросить — «Мёд есть?»))))